Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки
малого предпринимательства г. Кемерово


Консалтинг Кредитование Обучение Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области




Эмоциональная составляющая в управлении персоналом

 18.05.2016 

Диана Кебас - бизнес-тренер

Какие типы мышления можно развивать?

•    Стратегическое - способность к многомерному моделированию и перспективному видению (важный навык для управленческой команды).
•    Системное - способность смотреть на организацию как на систему, рассматривать себя как элемент системы, включенный в связи с другими элементами (важный навык эффективного руководителя).
•    Аналитическое - способность разложить целое на составляющие(важный навык эффективного руководителя).
•    Креативное - способность смотреть на вещи под разными углами, с разных перспектив, находить новые ракурсы, искать новые возможности, принимать нестандартные решения (важный навык для многих руководителей и сотрудников, которые не ограничены рамками должностной инструкции).
•    Эмоциональное - способность замечать эмоциональный фон в себе и в окружающих, понимать природу эмоций, уметь выбирать свою реакцию и влиять на эмоции других людей (важный навык в управлении персоналом, лидерстве, управлении коммуникацией с внутренним и внешним клиентом).
•    Речевое - мышление вовремя речи и речь вовремя мышления, способность легко и ясно доносить свои мысли до слушателей (необходимый навык в презентациях и публичных выступлениях, в продажах, переговорах, при проведении совещаний).

Если вы вспомните продуктивных людей в различных сферах деятельности, на разных уровнях организационной лестницы, то наверняка у всех вы найдете одну общую черту, которая по - разному проявляется. Чаще всего это люди, которые излучают радость и удовольствие, с ними приятно вести дела, они гибко реагируют на потребности коллег и клиентов, они умеют изменять свои эмоции и влиять на эмоции других, они привносят позитивную энергию в то, с чем имеют дело.

И это аспекты эмоционального мышления. Именно оно как лакмусовая бумажка определит, кто преуспеет, а кто- нет, кто всегда недоволен, а кто счастлив, кто умеет строить длительные отношения с коллегами, руководителем, клиентами, а кто только ожидает к себе особого отношения, ни капли не заботясь о других.

Ожидания от персонала

Для начала давайте обратим внимание на то, что ожидается от сотрудника и от руководителя в бизнесе, кроме технического выполнения функциональных задач. То есть нас интересует социально - психологический аспект работы человека в организации.

Что руководитель ожидает от сотрудника:

  • принимать адекватные решения в рамках своего функционала;
  • заботливо и профессионально общаться с клиентами;
  • эффективно решать проблемные ситуации;
  • продуктивно взаимодействовать с коллеги;
  • регулировать свое эмоциональное состояние.

Что ожидается от руководителя:

  • эффективно ставить задачи, обучать, мотивировать, поддерживать;
  • принимать адекватные решения;
  • регулировать свое эмоциональное состояние;
  • эффективно решать проблемные ситуации;
  • корректно давать обратную связь;
  • развивать и вдохновлять свою команду.

Потребности персонала

Приходя в компанию человек всегда соотносит то, что от него ожидают со своими потребностями. Каковы же потребности любого человека, приходящего в организацию? Если обобщить различные концепции по этому поводу и просто обратить внимания на свои внутренние ощущения, то практически каждому из нас хочется

  • продуктивно выполнять свою работу;
  • быть оцененным по заслугам;
  • иметь право на ошибку;
  • иметь право высказывать свое мнение, предлагать идеи;
  • получить поддержку, при необходимости;
  • общаться с позитивными коллегами;
  • быть на своем месте и чувствовать себя комфортно.

Если совместить потребности и ожидания, то связующим звеном между ними, станет присутствие эмоционального мышления и осуществление эмоционально адекватного взаимодействия.

3 уровня взаимодействия

В ежедневной деятельности мы взаимодействуем друг с другом на 3х уровнях:

  • ментальном (обмен идеями, задачами, информацией),
  • эмоциональном (распознавание, выражение, изменение эмоционального состояния- своего, клиента, партнера),
  • физическом (рукопожатие, дружеские объятия, похлопывания по плечу).

Последние открытия в области нейропсихологии мозга показывают, что когда человек испытывает удовольствие, радость, приятные эмоции, выделяется серотонин, который приводит в действие наиболее высокий уровень ментальной активности. Это значит, что человек может повысить свою продуктивность, генерировать творческие идеи, быстрее справляться с задачами, качественно выполнять свою работу, обучившись поднимать эмоциональный тон.

Когда сотрудник сталкивается с эмоционально окрашенными ситуациями - с жесткими сроками, трудной задачей, требовательным клиентом , внезапными изменениями, авторитарным руководителем или "террариумом единомышленников", большим вызовом для него становится сохранить эмоциональную целостность и быть продуктивным. Просто чаще всего люди не знают, как эти управлять.

Японцы приходят друг к другу с поклонами, подарками и благодарностями, и никто не удивляется: уважать и признавать друг друга – это норма поведения в их культуре.

Американский психолог Эрик Берн определили это как «психологический кислород»: психологическая потребность человека в поглаживаниях. Он выделяет четыре типа поглаживаний:

  1. позитивные (благодарность, похвала) и негативные (критика);
  2. безусловные (за личность: «ценю тебя как прекрасного человека») и условные (за действия: «вы отлично справились с этим проектом»);
  3. внутренние (хвалить и благодарить себя) и социальные (других);
  4. физические (обнять, похлопать по плечу, пожать руку) и психологические (слова и невербальное одобрение).

Обычной платой за низкий уровень эмоциональной компетентности является

  • недовольства, обиды, раздражения (часто под маской"у меня все отлично")
  • плохие, поверхностные отношения
  • неприятие со стороны коллег
  • торможение в рабочих процессах
  • конфликтные ситуации
  • скрытый (или явный) саботаж
  • увольнение сотрудников (говорят "приходят на работу, а уходят от руководителя")

Как же руководитель или специалист в компании может избежать подобных результатов? Для этого важно вывести на осознанный уровень понимание, что происходит с ним и коллегами на эмоциональном уровне, какова природа этих эмоций и как ими управлять. А то, что мы осознаем, мы можем либо изменить, либо принять, либо поменять к этому отношение. У человека всегда есть выбор!

Таким образом эмоциональное мышление - это инструмент достижения успеха для тех людей, профессии которых относятся к сфере "человек- человек": руководители, продавцы, менеджеры проектов, HR- менеджеры, тренеры, РR- менеджеры и т.д.

Повышая эмоциональную осознанность, сотрудник сможет:

  • сохранять продуктивное состояние в течении дня;
  • адекватно реагировать на вызовы в работе;
  • стать более уравновешенным;
  • перестать обвинять, раздражаться, выплескивать негатив;
  • выстраивать продуктивное взаимодействие с клиентами, подчиненными, коллегами;
  • создавать и поддерживать долгосрочные отношения;
  • стать эмоционально целостным.

Эмоциональное мышление - это рабочий навык, который существенно усилит как руководителей так и специалистов вашей компании. А успех любой компании во многом зависит от эмоционального состояния сотрудников!

Источник

© Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово Поиск по сайту:
Создание, разработка, хостинг, продвижение веб сайтов в Кемерово в Новокузнецке в Санкт-Петербурге в Новосибирске в Ижевске в Прокопьевске в Ленинск-Кузнецком

Разработка сайта —
Студия Михаила Христосенко