Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки
малого предпринимательства г. Кемерово


Консалтинг Кредитование Обучение Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области




Как оценить результаты социально значимого проекта

 24.04.2018 

Каким образом автору социального проекта оценить эффект от его деятельности? Как понять, какие изменения произошли в обществе? Вопросом оценки социальных проектов занимаются специалисты некоммерческой организации «Эволюция и филантропия» (ЭиФ). На основе экспертных исследований Теплица сделала обзор о том, какие показатели эффективности существуют и как ими пользоваться.

Эксперты убеждены: в основе любого проекта должен быть социальный результат, на который направлена его реализация. Исполнительный директор ЭиФ Ольга Евдокимова уверена, что начинать надо с планирования социального воздействия, разрабатывать теорию изменений, применять системный подход для достижения глубоких и масштабных социальных преобразований.

Достижение социальных результатов предполагает своеобразную цепочку, где важно каждое звено: ресурсы, конкретные действия, непосредственные результаты действий и собственно социальный результат.

«Большинство российских НКО единственной стратегией увеличения своего социального воздействия считают наращивание ресурсов (как увеличить объем финансовых и иных средств, расширить штат, офис) и увеличение объема своей деятельности («больше программ, проектов, мероприятий»), – отмечает социолог и исследователь Наталия Фреик. – Тем не менее НКО может добиться невероятных успехов за счет выбора оптимальной стратегии достижения своей миссии, повышения социально-экономической эффективности («больше результатов меньшими ресурсами»), улучшения качества своих программ или услуг для благополучателей».
Наиболее распространенные критерии оценки эффективности социальных проектов (по версии Натальи Фреик):

1. Масштаб деятельности НКО.

Абсолютные количественные показатели, а также их динамика. Данные показатели достаточно легко поддаются измерению и оценке:

    -количество благополучателей, подписчиков, волонтеров, участников мероприятий;
    -количество проведенных мероприятий, обращений в НКО, оказанных услуг;
    -объем привлеченных/распределенных финансовых и иных средств;
    -продолжительность деятельности организации;
    -количество филиалов/представительств организации; количество регионов деятельности НКО.

 2. Репутация и PR. Эффективность деятельности многих НКО напрямую зависит от того, сколько людей знают про ее деятельность, – именно от эффективных коммуникаций зависит привлечение финансовых и иных пожертвований, волонтеров, повышение масштабов деятельности НКО.

Основными каналами коммуникаций являются сайт, социальные сети, СМИ, публичные мероприятия. Большинство НКО пользуются аналитическими инструментами оценки эффективности своей онлайн-работы (метрики Яндекс, Google, Facebook, опросы, формы обратной связи) и публичных мероприятий и акций. Критерии оценки эффективности зависят от поставленных целей: 

-охват аудитории: количество подписчиков, статистика посещений, просмотров;
   

-уровень вовлеченности пользователей, виральность контента (число лайков, перепостов, продолжительность пребывания на сайте, отклики на рассылку);
   

-конверсия – совершение желаемых действий (например, пожертвований, увеличение количества звонков в фонд);
   

-увеличение трафика сайта и запросов после проведенных мероприятий и акций, рекламных объявлений;
   

-объем сэкономленных ресурсов НКО;
  

- количество публикаций с упоминанием НКО и сотрудников НКО в СМИ, количество обработанных журналистских запросов, пресс-конференций;
   

-мониторинг СМИ, оценка эффективности по количеству и качеству сообщений об организации.

 3. Финансы и иные ресурсы.

Эффективность фандрайзинга – один из ключевых критериев оценки деятельности НКО. В большей степени распространены абсолютные, количественные показатели:

-объем привлеченных ресурсов;   

-количество предпринятых действий – проведенных фандрайзинговых акций, подключенных сервисов, установленных ящиков для пожертвования, подготовленных грантовых заявок, проданных сувениров.

В первую очередь речь идет о финансах, реже – о привлечении иных ресурсов (натуральной помощи, волонтеров). Тем не менее волонтеры – важный и отдельный ресурс для НКО. Это и способ снизить расходы НКО – дополнительные «руки», бесплатные профессиональные услуги (pro bono) и возможность более широкого распространения информации, повышения репутации НКО.

Для оценки волонтерского ресурса также преимущественно используются абсолютные критерии оценки эффективности:

-количество волонтеров, кураторов в месяц;

-количество новых/регулярных/активных волонтеров;

 -количество мероприятий, проведенных с участием волонтеров.

Реже измеряется стоимость привлечения и обучения волонтера, его вклад в проект, в достижение социальных результатов.

 4. Долгосрочные позитивные изменения.

Формулировки конкретных результатов проекта в долгосрочной перспективе относятся к числу самых сложных и редких. Как именно изменится жизнь благополучателей в долгосрочной перспективе? Какие произойдут системные изменения, до какой степени снизится острота решаемой социальной проблемы благодаря данному конкретному проекту (а не просто «будет оказано содействие в решении проблемы»)?

В связи с этим редкими являются и соответствующие показатели эффективности.

1) Позитивные изменения в жизни благополучателей, участников проектов НКО: изменение моделей поведения, улучшение состояния здоровья, социально-экономического статуса.

2) Позитивные результаты для сообщества: изменение институциональных условий, общественного мнения, отношения к конкретной проблеме и ее решению.

-Законотворческая деятельность: количество подготовленных законопроектов и докладов, обжалованных законов, обращений в органы государственной власти и качество реагирования на них.   

-Участие в экспертных, общественных советах, рабочих группах при органах власти, создание/участие в деятельности профессиональных сообществ, межрегиональных, междисциплинарных партнерских сетей. Пример показателя – количество таких структур, в которые входят представители НКО. 

-Обучение и просвещение стейкхолдеров, от деятельности которых зависит системное решение проблемы.  

-Поиск партнеров и объединение усилий для системного решения проблемы. Пример – количество новых партнеров, вовлеченных в решение проблемы.

3) Устойчивость результатов деятельности НКО после прекращения проекта, программы, оказания услуги.

Какие шаги нужно сделать, по мнению Наталии Фреик, чтобы повысить эффективность достижения социального результата.

1. Прежде всего, сформулируйте тот социальный результат, на который направлена миссия и деятельность проекта, НКО в целом (на русском языке достаточно много различных руководств, как это сделать).

2. Разработайте теорию изменений, цепочку достижения желаемого социального результата, определите ресурсы, необходимые действия (например, Теория изменений: общие рекомендации к применению (из опыта благотворительного фонда «Виктория»).

3. Определите, как вы будете оценивать степень достижения этого результата (например, изучите материал «Единая классификация результатов деятельности НКО»).

4. Используйте существующие инструменты и базы показателей, обменивайтесь опытом с коллегами. Изучите ресурс SocialValue, обращайтесь к профессиональным оценщикам, например, в Ассоциацию специалистов по оценке программ и политик, межотраслевое профессиональное объединение «Оценка программ в сфере детства».

Источник

© Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово Поиск по сайту:
Создание, разработка, хостинг, продвижение веб сайтов в Кемерово в Новокузнецке в Санкт-Петербурге в Новосибирске в Ижевске в Прокопьевске в Ленинск-Кузнецком

Разработка сайта —
Студия Михаила Христосенко