Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки
малого предпринимательства г. Кемерово


Консалтинг Кредитование Обучение Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области




Как презентовать социальный бизнес-проект, чтобы получить инвестиции

 13.06.2018 

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прошли экспериментальные инвестиционные сессии, на которых социальные предприниматели региона представляли свои проекты потенциальным инвесторам. В итоге почти 90 миллионов рублей перетекли к авторам наиболее ярких и убедительных стартапов.

Сергей Девятов, один из владельцев капитала, поддержавших социальный бизнес Югры длинным инвестиционным рублем, ответил на вопросы корреспондента.

Сергей, расскажите о проекте, который вы решили поддержать?

Я вложил деньги в два проекта. Один из них – компания Виктории Фроловой "Ботаника-бар". Это производство немолочных йогуртов и продуктов для здорового образа жизни. Защита проекта прошла блестяще, но я признаюсь в небольшой хитрости: я познакомился с Викторией и ее бизнесом еще до сессии. Проект настолько мне понравился, что я сразу предложил заключить договор о намерениях. Другие инвесторы на меня даже немного обиделись – желающих поработать с Викторией было немало. В проекте есть главное для инвестора: изюминка, драйв и деньги. Есть благородная миссия – изменить культуру питания и работающий бизнес-механизм. Я не только вложил деньги, но вместе с моим бизнес-партнером Сергеем Пугаевым участвую в развитии проекта. Мы успешно его упаковали и приступили к продаже франшизы. Так что "Ботаника-бар" – глобальный проект с большим будущим.

Второй бизнес, с которым я начал работать, – творческая мастерская «Ананас» Анны Катане из Сургута. Они вручную делают очень необычные поделки и сувениры из дерева, керамики и пенопласта. Я раньше думал, что на таких вещах заработать невозможно, но у Ани есть свой магазин в одном из торговых центров Сургута, бойко идет онлайн-торговля, мастерская выполняет корпоративные заказы. В общем, это настоящий бизнес, который растет и приносит доход. Анна отлично представила проект на инвестиционной сессии, развеяла все мои сомнения, и мы сейчас плодотворно сотрудничаем. Мастерская дает работу мастерам с инвалидностью, продвигает культуру неординарных, творческих подарочных сувениров и при этом там очень качественно выстроены бизнес-процессы.

Насколько при выборе объекта инвестирования важна личность автора проекта?

У Виктории Фроловой из "Ботаники-бара" горят глаза, это дело ее жизни. Я всего несколько раз в жизни встречал настолько вовлеченных в дело бизнес-партнеров, что, конечно, подкупает. Собственно, благодаря этой вовлеченности она и смогла собрать работоспособную команду, вовлекла и нас – инвесторов, а мы тоже часть ее команды.

Личность важна, так же как и важно, чтобы проект был тебе близок. Должна установиться эмоциональная связь. Любое инвестирование, социальное – тем более, должно вызывать положительные эмоции. Поэтому всегда выбираю проекты, условно говоря, на уровне ощущения. Конечно, при этом еще и считаю.

Если говорить про деньги, насколько в социально-преобразующем инвестировании важна финансовая составляющая?

Инвестору всегда важен доход. Повторюсь, что выбираю проекты в зависимости от того, насколько блестяще предприниматель знает свое дело, горит им, как прошла защита и какова может быть доходность, подтвержденная какими-то объективными показателями. Трудно вкладывать большие деньги в стартапы. На сессии были проекты, где запрашивались суммы в 60 миллионов рублей. Большинство российских частных инвесторов на такие риски сегодня пойти не могут. Есть определенный страх: одно дело, когда не получился проект, в который ты вложил, скажем, миллион, другое – 60 миллионов. Я бы не советовал социальным предпринимателям сразу выходить к инвесторам с такими мега-дорогими проектами. Логика инвестора: лучше небольшими суммами вложить в десять проектов, чем много, но в один. Кстати, я предлагал нашим югорским инвесторам финансировать большие проекты вскладчину – что-то вроде краудфандинга, но мы, видимо, до подобной кооперации пока не доросли.

Сергей, насколько, по-вашему, эффективна такая форма взаимодействия инвесторов с социальными предпринимателями, как сессии, прошедшие в ХМАО – Югре?

Я был на всех трех инвестиционных сессиях. Для меня как для инвестора и бизнесмена этот формат очень хорош: кроме того, что увидел множество разных проектов, приобрел массу полезных знакомств – с инвесторами, предпринимателями, представителями администрации. Завязались какие-то деловые связи. Это очень удобная и полезная для развития предпринимательской среды нашего округа площадка.

 В чем главный бонус от социального инвестирования?

В осмысленности жизни. Предположим, я заработал несколько миллионов долларов, вложил их, получаю пассивный доход – сижу, как Кощей, над златом чахну. Это скучно. У меня тоже был такой период в жизни: я заработал некую сумму и решил, что буду путешествовать, но надолго меня не хватило – все вокруг делом занимаются, а я скитаюсь. Мне нужно быть в теме, какие-то проблемы решать – это бодрит. Социальный инвестор – это человек, который для себя решил основные финансовые проблемы, но ему хочется расти, и он готов вкладывать во что-то менее доходное, но более интересное. Кстати, у меня социальное инвестирование начиналось с рока.

Поподробнее, пожалуйста.

С организации концертов рок-звезд. Я тогда жил в Саранске, очень хорошо зарабатывал в "тучные нулевые" на фондовом рынке и за свои деньги приглашал на гастроли такие группы, как "Машина времени" и "Воскресенье". Да, мы продавали билеты, но не очень большой и тогда не очень богатый город гонорары звезд величины Макаревича по определению окупить не мог. Мы знали это, но зато создавали себе и горожанам море хорошего настроения.

Какой совет вы можете дать социальным предпринимателям, планирующим привлекать инвестиции?

Вовлеченность в проект. На презентации сразу видно, кто всерьез занимается своим делом, а кто просто пришел за деньгами. Начинаешь задавать вопросы по существу – сразу плывет. Далее – представлять проект нужно ярко. На одной из сессий два предпринимателя из Ханты-Мансийска рассказывали о своем проекте "Дедушка Лаваш". Рассказывали зажигательно – чуть ли не танцевали во время презентации. Насколько я знаю, они нашли инвесторов. Как бы ни был хорошо проработан и просчитан проект, если вы представляете его скучно, денег вам не дадут. При этом предприниматель должен "дружить" и с цифрами: понимать, зачем ему нужны деньги, куда он их вложит и как будет зарабатывать.

И много ли было подобных проектов на сессиях в Югре?

По моим подсчетам, процентов 5–7. Это нормальная цифра. Именно столько стартапов, по статистике, оказываются впоследствии коммерчески успешными. Остальные прогорают.

Источник

© Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово Поиск по сайту:
Создание, разработка, хостинг, продвижение веб сайтов в Кемерово в Новокузнецке в Санкт-Петербурге в Новосибирске в Ижевске в Прокопьевске в Ленинск-Кузнецком

Разработка сайта —
Студия Михаила Христосенко