Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки
малого предпринимательства г. Кемерово


Консалтинг Кредитование Обучение Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области




Как стартапу правильно сделать презентацию для инвестора

 25.07.2019 

Типичный венчурный фонд ранних стадий получает десяток презентаций в день. Большинство отправителей остаются без ответа или удостаиваются шаблонного отказа, из которого ничего не понятно. В среднем на стадии слайдов отсеивается 90–95% стартапов.

Представьте себя на месте сотрудника, который смотрит на презентацию. Он получает их много и на одно письмо тратит пару минут. Хорошая презентация соответствует его ожиданиям, т. е. не содержит ничего лишнего, позволяет разобраться в сути проекта и отвечает на основные вопросы. Аналитик хочет узнать всего четыре вещи: о чем идет речь, почему это хорошо, чего уже достигли и кто это делает?

По опыту, наиболее трудный вопрос первый. Слайд с сутью – единственный, для которого трудно рекомендовать какой-то шаблон, все стартапы уникальны. Универсальных советов всего несколько.

1. Обязательно кратко и максимально конкретно сформулируйте, что вы делаете. Хорошие выдуманные примеры – «Uber для мусоровозов» или «российский клон X». Слова, которые нельзя использовать, – «платформа», «уникальный», «универсальный», «прорывной» и другие общего характера. Формулировка обязательна: если ее не изобретете вы, ее придумает сотрудник фонда. И его творчество основателю точно не понравится.

2. На слайдах о сути нужно описать движения денег. Читатель должен понимать, кто, кому, за что и сколько платит. Подписка, процент со сделки, рекламная монетизация, внутриигровые покупки, обычная продажа материальных товаров – все это можно и нужно кратко описать или нарисовать красивой схемой.

Суть бизнеса – это и описание решаемой клиентской боли. Но это необязательный раздел: иногда проблемы нет или она очевидна. Не выдавливайте из себя описание страданий пользователя от отсутствия новой игры и не расписывайте востребованность товаров с глубокой скидкой. Но если боль требует объяснения человеку с улицы – объясните.

Следующий вопрос – «почему это хорошо» – для фонда разбивается на три: о размере рынка, о расчете прибыли или убытка на одного клиента (юнит-экономика) и о конкуренции.

Для измерения рынка вам понадобится SAM (Serviceable Available Market) – то, сколько денег потребители тратят на вашу услугу. Например, для нового сервиса доставки из ресторанов это стоимость всей еды навынос за прошлый год. Если повезет, нужное число легко найдется в интернете. Но иногда данных в поисковике нет, никто специально не изучал ваш рынок. Тогда допустимо самому заняться арифметикой. Если стартап доставляет продукты пенсионерам, то абсолютно корректно будет умножить долю пенсионеров в населении на общие продажи продуктов и сделать почти произвольную поправку на меньший уровень дохода. Да, выйдет неточно, но масштаб индустрии станет ясен. Три числа, две ссылки на источник – и слайд готов.

Теперь о юнит-экономике. Идеальный вид этого раздела – таблица сравнения того, что есть, и того, что будет. Сейчас расходы на доставку – 300 руб., а станут – 250, так как плотность заказов вырастет, один курьер будет брать две посылки. За счет оптовых скидок упаковка подешевеет с 40 до 30 руб., а среднее число заказов вырастет до 2,8: мы спросили сотрудника прямого конкурента, выяснили, что у них так произошло, и добьемся того же. Доход с одного заказа вырастет с 10 руб. до 287.

У слайда с конкуренцией два варианта. Если конкурент очевиден, заявите ключевое преимущество над лидером: «Все возможности SAP, но в 10 раз дешевле», «Как Airbnb, но работаем в Крыму». Если речь о новом сервисе, объясните, чем вы лучше вашего будущего клона: «Новая социальная сеть никому не нужна, все друзья уже в старой» или «Контракт по определению долгосрочный, переход на нового поставщика – дорогое внедрение».

После описания идеи проекта переходите к текущему положению дел. Лучшее, что может быть на этом слайде, – растущие графики выручки и других показателей бизнеса. Если стартап находится на этапе экспериментов или тестовых продаж, то вынужденная замена – история проекта: в мае 2018 г. родилась идея, в октябре мы начали разработку, в январе получили прототип, с февраля тестируем маркетинг, сейчас выпустили рабочую бета-версию и готовы к масштабированию. Можно немного округлить или пропустить какие-то этапы. Но важно показать, что вы двигаетесь быстро и основное время ушло на разработку продукта.

Слайд с командой состоит из фотографий и кратких биографий ключевых лиц проекта. Люди и регалии должны подтверждать компетенцию и вызывать уважение. Если стартап занимается автоматизацией ритейла, то один из основателей должен выглядеть крутым программистом (опыт работы в Mail.ru Group или «Яндексе»), а другой отвечать за продажи (бывший топ в X5 или «Магните»). Если в команде таких людей нет – найдите и позовите хотя бы в консультанты за символическую долю в проекте.

В итоге получается 7–10 слайдов. Когда дизайнер-фрилансер придаст им достойный вид, ищите на Facebook общих знакомых с представителями нужных фондов и просите их вас представить – даже формальная рекомендация работает заметно лучше прямой рассылки.

Источник

© Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово Поиск по сайту:
Создание, разработка, хостинг, продвижение веб сайтов в Кемерово в Новокузнецке в Санкт-Петербурге в Новосибирске в Ижевске в Прокопьевске в Ленинск-Кузнецком

Разработка сайта —
Студия Михаила Христосенко