Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки
малого предпринимательства г. Кемерово


Консалтинг Кредитование Обучение Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области




Реформа лизинга 2019 – 2020 понятие пропишут в гк рф и обяжут применять мсфо

 14.10.2019 

Что предлагает Минфин для реформы лизинговой отрасли

Осенью 2018 года прошёл общественное обсуждение законопроект о лизинге. А именно – проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)». Он разработан Минфином и Банком России. Рассказываем, что он предлагает и меняет.

Глобальная цель реформы лизинговой отрасли – это повышение прозрачности и через него обеспечение более адекватных решений властей в вопросах финансовой стабильности и регулирования финансовой отрасли в целом.

Изображение - Реформа лизинга 2019 - 2020 понятие пропишут в гк рф и обяжут применять мсфо proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-dekabr-2018-veb-zak

Если власти не понимают, что происходит в крупнейшей финансовой отрасли страны, активы которой составляют 3–5 трлн руб., то это очень странная ситуация. Это грозит финансовыми рисками для всей системы. Поэтому государство должно понимать, что происходит в лизинговой отрасли. А затем уже разрабатывать нормы регулирования, чтобы минимизировать риски. Но эти нормы должны быть разработаны на основе понимания ситуации, поэтому реформа лизинга с 2018 года идёт поэтапно.

Минфин планирует, что нынешняя редакция проекта закона о лизинге 2018 года будет серьезно поправлена ко 2-му чтению. В ситуации, когда государственные лизинговые компании конку (далее также – ЛК) с частными, регулировать одни и не регулировать другие – это неправильно с точки зрения конкуренции. Поэтому включение в регулирование только госкомпаний устранят.

Согласно законопроекту Минфина о лизинге, в обязательное регулирование должны попасть и частные лизинговые компании, получающие господдержку.

Дело в том, что в этой схеме у ряда частных компаний будет возможность продолжать свою деятельность, не вставая в реестр ЦБ, поскольку они в реальности не получают никакой прямой господдержки. То есть субсидии получают не лизинговые компании, а их клиенты – лизингополучатели, что формально выводит такие частные ЛК из регулирования. То есть основанное на господдержке попадание под регулирование может быть аргументированно оспорено ЛК в суде. Таким образом, может получиться, что под регулирование попадет только государственная часть лизинговой отрасли. А это недопустимо.

Минфин хочет сделать так, чтобы было очевидно, что на учет должны стать те компании, клиенты которых будут использовать ускоренную амортизацию. То есть установят квалифицирующий признак для получения права на ускоренную амортизацию для лизингополучателя. Им станет участие лизингодателя в реестре ЦБ.

Если же объект был взят в лизинг у компании, состоящей в реестре, то тогда никаких проблем нет.

Таким образом, все ЛК должны будут находиться в реестре ЦБ, клиенты которых получают господдержку в виде:

Вступить в саморегулируемую организацию (СРО).

  1. Иметь лизинг как исключительный вид деятельности.

После реформы лизинговой отрасли все остальные компании могут делать все что угодно. Но тогда их клиенты не получают:

  • субсидии по процентным ставкам;
  • ускоренной амортизации.

Сейчас задача Минфина и Центробанка – включить подавляющее большинство отрасли в реестр и 2-3 года получать от внесенных в реестр ЛК отчетность, чтобы составить представление о всей лизинговой отрасли. Именно поэтому важно, чтобы в реестр вошли не только госкомпании (например, ГТЛК и «Росагролизинг»), но вся или по крайней мере подавляющая часть отрасли, в том числе и крупнейшие неассоциированные с государством компании («Европлан» и др.).

В дальнейшем реформирование лизинговой отрасли подразумевает введение элементов надзора, похожего на банковский. Будут требования:

  • к капиталу ЛК;
  • риску на одного заемщика;
  • по сделкам с заинтересованностью.

Лизинговой активностью якобы занимается большое количество компаний – речь идет о десятках тысяч. При этом у подавляющего большинства в реальности всего несколько лизинговых сделок. Например, есть самосвал, кто-то его продает – пишут, что он сдан в лизинг, и за счет этого получают ускоренную амортизацию.

После введения законопроекта о лизинге число лизинговых компаний сократится. Останутся только те, кто занимается лизингом профессионально.

На переходный период в лизинговой отрасли СРО будет осуществлять регулирование в отсутствие такового.

Сейчас есть порядка 12 крупных ЛК. Они заинтересованы в том, чтобы никто не жульничал. Они через СРО и будут устанавливать правила игры и следить за их исполнением. Если эти стандарты будут эффективны, затем их можно реализовать в виде государственных актов.

Часть лизинговых компаний, которые в основном ассоциированы с производителями, работают в области классического финансового лизинга: у них даже в договорах может быть не прописано, как передаваемый в лизинг объект забирать. Эти компании более склонны накладывать финансовые санкции на лизингополучателя. У них нет ни ресурса, ни желания забирать предмет лизинга и работать с ним.

Есть другой тип компаний, у которых есть такой ресурс и компетенция в работе с лизинговыми объектами. Они готовы, способны и хотят в случае неплатежей забрать предмет лизинга и передать его другому контрагенту. В первом случае это залог, во втором – операционный лизинг, то есть аренда.

Обе эти модели имеют право на жизнь и будут учтены во время разработки поправок в Гражданский кодекс. В частности, в ГК четко пропишут право лизингодателя забрать предмет, отданный в операционный лизинг.

В операционном лизинге сейчас действует изъятие предмета лизинга по исполнительной надписи нотариуса во внесудебном порядке. Договоры включают пункт, что после нескольких неплатежей предмет изымают. Но для лизингополучателя введут конкретное число неплатежей.

Внесудебное изъятие в любом случае останется. Такая норма будет введена в ГК, поскольку судебное разбирательство долгое, а операционный лизинг – достаточно мобильный бизнес.

Согласно зарубежной практике, для восстановления платежной дисциплины лизинговая компания может без изъятия техники на какое-то время приостановить ее эксплуатацию до погашения задолженности.

Такая мера реформой лизинга в России пока не предусмотрена, но и не исключается.

Минфин утверждает, что компаниям, которые работают с финансовым лизингом (обычно это «дочки» производителей западной техники), даже невыгодно приостанавливать эксплуатацию предмета лизинга. Они хотят, чтобы он продолжал работать, потому что это увеличивает их шансы через суд истребовать деньги за невыплату по договору. Те же, кто в большей степени используют операционный лизинг, просто забирают предмет лизинга. С переданным в лизинг объектом они и сами обладают компетенцией в работе и могут быстро найти нового лизингополучателя.

Источник: интервью замминистра финансов Алексея Моисеева газете «Коммерсантъ».

Реформа лизинга 2019 – 2020: понятие пропишут в ГК РФ и обяжут применять МСФО

Центробанк намерен завершить реформу лизинговой отрасли позднее, чем ожидали участники рынка, – в 2021 г., а не двумя годами ранее, следует из дорожной карты реформы за подписью зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, с которой ознакомились «Ведомости» (подлинность подтвердили в ЦБ). К этому времени рынок должен будет выполнять все требования регулятора, перейти на новые бухгалтерскую отчетность и план счетов.

По оценкам ЦБ, российский рынок лизинга составляет 3,3 трлн руб., еще 270 млрд приходится на финансовый лизинг от нерезидентов. Лизинговый портфель вышел из стагнации и к началу 2017 г. достиг 3,2 трлн руб., следует из данных «Эксперт РА» (см. график).

Специального регулирования рынка до сих пор не было. В этом году ЦБ намерен разработать указание о методике расчета капитала, отраслевые стандарты бухучета, регламент по допуску компаний на рынок; заработают правила в 2018–2021 гг. Некоторые нововведения связаны со вступлением в силу поправок в закон о лизинге: после этого у компаний будет девять месяцев, чтобы попасть в реестр ЦБ и подать документы в СРО, и три месяца, чтобы подстроиться под требования регулятора по капиталу. Расти они будут постепенно: по законопроекту минимальный капитал для компаний с балансовой стоимостью активов 500 млн руб. – 30 млн с начала 2018 г. и 50 млн с 2019 г., а для компаний с меньшими активами – 10 млн и 15 млн соответственно. После 2020 г. планка будет повышена до 70 млн и 20 млн руб.

В ЦБ ожидают, что для большинства компаний требования не будут обременительными. Из 120 компаний, которые согласились раскрыть ЦБ информацию о капитале (на них, по оценкам ЦБ, приходится 90% рынка), требованиям по капиталу не соответствовали лишь 12, уточнил советник первого зампредседателя ЦБ Сергей Моисеев.

Компании, которые работают по МСФО, для целей своей группы раз в год или раз в квартал пересчитывают РСБУ в МСФО, готовят две отчетности, говорит Моисеев. При проведении реформы единая отчетность по российским стандартам будет приближена к МСФО и вторая отчетность не потребуется, отмечает он. У средних компаний появляется время для перехода на МСФО, уже перешедшие должны подстроиться под новые стандарты учета – у компаний с большим лизинговым портфелем это займет не пару месяцев, говорит Агаджанов.

Хотя в ЕГРЮЛ зарегистрировано около 3000 лизинговых компаний, реальную деятельность ведут немногим более 200, считает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев, цель реформы – убрать с рынка ненадежных игроков. Стремительная реформа могла навредить рынку, отмечает гендиректор «Газпромбанк-лизинга» Максим Агаджанов. После реформы рынок лизинга существенно изменится, продолжает он: компании, которые не будут отвечать требованиям регулятора, смогут заниматься только арендой и потеряют ряд преимуществ, например возможность применения ускоренной амортизации (оптимизирует налоговые отчисления), получения госсубсидий. «Не исключено, что некоторые компании, которые сейчас специализируются на лизинге, не захотят переходить на близкий к банковскому план счетов, они перестроятся и займутся арендой», – считает президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев.

Лизинговым компаниям, которые не согласятся работать по новым правилам, поможет «дедушкина оговорка», говорит Моисеев: «Компании, которые занимались лизингом, могут работать по старым правилам до погашения контрактов, но не смогут заключать новые контракты, а по старым контрактам – поменять предмет лизинга».

Лизинговые компании благодаря прозрачным правилам смогут получать более дешевое финансирование, надеется руководитель внутреннего аудита «Трансфин-М» Наталья Цангль. Если сравнивать доходность облигаций со схожими рейтингами, то лизинговые компании переплачивают инвесторам 1–1,5 п. п. за непрозрачность рынка и отсутствие регулирования, отмечает Самиев. Для клиентов стоимость лизинга в результате реформы снизится как минимум на эту величину, продолжает он.

Реформа затронет и лизингополучателей: сейчас технику, взятую в лизинг, компании не отражают на балансе, что позволяет им занижать реальную долговую нагрузку. Ожидается, что Минфин урегулирует этот вопрос начиная с 2020 г., и тогда может измениться соотношение долга к EBITDA, а на него в некоторых случаях завязаны ковенанты по кредитам и по облигациям, поясняет Моисеев. «Клиентам лизинговых компаний, возможно, потребуется пересматривать соглашения с кредиторами или лизингодателями, а если EBITDA фигурировала в политике премирования персонала, то и ее тоже», – предупреждает он.

Источник

© Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово Поиск по сайту:
Создание, разработка, хостинг, продвижение веб сайтов в Кемерово в Новокузнецке в Санкт-Петербурге в Новосибирске в Ижевске в Прокопьевске в Ленинск-Кузнецком

Разработка сайта —
Студия Михаила Христосенко